Источник: сайт Общественного института ПСИЧКР
Предисловие к книге (Ер.: Изд-во ЕГУ, 2012.- 376 с.)
В работе обстоятельно освещены события 1918-1919 гг. в Шарур-Нахичеване, когда турецкие и азербайджанские власти хладнокровно задумали и осуществили геноцид местного армянского населения. Преступление совершалось в два этапа: в конце Первой мировой войны, с июля по октябрь 1918 г., насилия, убийства и грабежи, совершаемые турецкой армией, фактически опустошили край от коренных его жителей, и второй этап, начавшийся с июля 1919 г., когда в Шарур-Нахичеване вспыхнуло антиармянское восстание, продолжавшееся до конца года. Турецко-азербайджанские разбойные группировки уничтожили остатки армянского населения, так что в Нахичеванском районе сохранилось всего 2-3 армянских села.
Впервые в работе в свете нахичеванских событий рассматриваются позиции союзников, политика правительств стран Антанты. Значительное место отведено в связи с этими событиями деятельности Ереванского армянского национального совета, политике и дипломатии Первой Армянской Республики.
Книга предназначена для специалистов-историков, международников, политологов, а также для широкого круга читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Люди, более или менее знакомые с историей Армении, несомненно, знают, что Нахичеванский край, охватывающий Шарурский, Нахичеванский и Гохтанский уезды исторической Армении, по требованию Турции, как автономная единица был передан Азербайджану по русско-турецкому московскому договору от 16 марта 1921 года. Но очень мало кто знает, как, при каких обстоятельствах это было сделано и какая борьба развертывалась из-за этого столь важного в географическом плане края в предшествовавшие этому договору годы — в период образования и существования независимых государств Закавказья. Тема эта не исследовалась, для советских историков она была запретной, прикосновение к ней грозило неминуемой карой.
Ситуация не изменилась и после развала Союза. Все внимание наших исследователей поглотила карабахская проблема, нахичеванская же проблема осталась в тени. В результате, кроме нескольких журнальных статей, ничего иного не имеем. Благодарную работу выполнил только «Вестник архивов Армении», который один из номеров 1993 года полностью посвятил документам и материалам о Шарур-Нахичеване (1).Однако здесь от внимания составителей, сделавших главный упор на публикации журнальных статей, ускользнули многочисленные документы, касающиеся истории 1918-1919 и частично 1920 годов. Можно отметить также публикацию 12 документов по истории Нахичевана (1889-1920 гг.), 6 из которых относятся к интересующему нас периоду, в №3 «Вестника общественных наук» за 1996 год.
Достаточного внимания нахичеванская проблема не удостаивалась и в армянской диаспоре. С. Врацян, Ал. Хатисян и другие, обращавшиеся к истории первой республики, только частично освещали ее. События интересующего нас периода с позиции очевидца описаны отдельными мемуаристами. Более примечательны, однако, статьи, опубликованные в газетах того времени — «Оризон» (Горизонт), «Арач» (Вперед), «Ашхатавор» (Трудящийся), «Ашхатанк» (Труд), и особенно «военные сводки», которые содержат интересный материал о военных действиях. Все это учтено в нашей работе, написанной преимущественно на основе архивных материалов, содержащихся в фондах НАА.
* * *
После развала Союза возрос интерес к Нахичевану в Иране и особенно в Турции. Нахичеван — тот мост, через который Турция может протянуть руку Азербайджану. Но и для Армении Нахичеван представляет особенный интерес, своей основой имеющий:
а) бесспорное историческое право, которое не ставилось под сомнение ни русскими, ни англо-американцами, управлявшими в Закавказье в 1919- 1920 годах;
б) очень важное географическое положение и экономическую связь с Арменией.
С незапамятных времен составляя неотделимую часть исторической Армении, Шарур и Нахичеван в древние и средние века были всецело армянонаселенными. Греческий географ Страбон (I век д.н.э.) свидетельствует, что еще во времена Арташеса и Зарэ (II век д.н.э.) население Армении говорило на одном языке — на армянском. Значит, в Шаруре и Нахичеване тоже говорили на армянском. Во времена Хоренаци (V век н.э.) Шарур и Нахичеван также были всецело армянонаселенными.
А Гохтан (ныне Ордубадский район Нахичевана) был одним из важных очагов армянской музыки. Именно у певцов Гохтана Хоренаци взял материал для своих эпических сказаний. По «Ашхарацуйцу» Нахичеван принадлежал Васпураканскому княжеству, а уже во времена Багратидов (9-11 вв.) он стал яблоком раздора между Сюникским и Арцрунийским княжествами. Во времена турко-сельджукских и монгольских набегов Шарур-Нахичеван оставался армянонаселенным. Это подтверждают не только историки, но и многочисленные памятники, которые еще остаются на территории Нахичевана. Но уже начиная с этих веков и особенно во времена владычества туркменских племен в крае постепенно обживаются также тюркоязычные элементы, число которых в начальный период было незначительным. Для края катастрофическими были затяжные турко-персидские войны XYI-XYII веков и особенно организованное Шах-Аббасом в начале XYII века насильственное переселение армян в Персию. Тем более, что из северных районов Персии постепенно народ передвигался на покинутые армянами земли, вследствие чего этнографический облик края понемногу изменялся. Так что, когда по Туркменчай-скому русско-персидскому договору (1828 г.) Нахичеванское ханство перешло к России, к этому времени мусульмане (турки, персы, курды) уже имели некое численное превосходство над армянами. Тем не менее, царская администрация справедливо считала край армянским, вследствие чего он был введен в новообразованную армянскую область. А когда в 1849 году была образована Ереванская губерния, край вновь был в ее составе. И ситуация эта сохранялась вплоть до образования независимых государств в Закавказье.
Географическое положение Шарур-Нахичевана очень важно не только для страстных последователей пантюркизма, но и для Армении. Край этот клином вбит в сердце Армении и делает ее уязвимой с юго-востока. Эта территория может стать военно-стратегическим плацдармом для врагов Армении. Она также отрезает Зангезур от Араратской долины, лишает коротких и удобных путей сообщения. Через нее проходит также дорога из Армении в Иран, с которым Армения поддерживала активные торговые связи еще до крушения Российской империи .
Экономически Нахичеванский край никогда не был связан с Азербайджаном, даже в годы советской власти. Став автономной республикой в составе Азербайджана, но будучи территориально отрезанным от него, край этот экономически был связан с Арменией. По-иному и быть не могло, так как он с трех сторон окружен армянской территорией и очень близок к центральным районам Армении, с коими связан удобными дорогами. Население торговало в Ереване и в других городах Армении. Даже в наши дни, потеряв связь с Арменией, он не может войти в экономическую сферу Азербайджана. Правда, после развала Союза, Нахичеван получил возможность связи с Турцией и Ираном, но вряд ли он сможет найти там такой же рынок сбыта для своей сельхозпродукции, как в Армении.
* * *
Крушение Российской империи, последовавший за этим большевистский переворот, отделение Закавказья от России и образование независимых государств создали благоприятные условия для реализации планов пантюркизма.
Географическое положение Нахичевана сразу же привлекло к себе внимание младотурок и их кавказских сателлитов. По навязанному Армении Батумскому договору от 4 июня 1918 года Османская Турция в числе других районов забрала у Армении также Шарур-Нахичеван и оккупировала его, сопровождая все это резней и выселением армян. Совершенное в отношении армянского населения Шарур-Нахичевана во время турецкой оккупации не что иное, как геноцид во всех его проявлениях. В книге показано, что мусаватистский Азербайджан, пытаясь взять на себя роль проигравшей в войне и вытесненной из Закавказья Турции, приложил все усилия для завоевания Шарур-Нахичевана. А правившие в Закавказье державы Антанты — «союзники» Армении, — руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», сперва создали в Шарур-Нахичеване английское генерал-губернаторство (1919 г., февраль), затем, не сумев управлять краем, в мае передали его Армении, не разрешив при этом ни ввести войско для нормализации положения в крае, ни разоружить народ, хотя в Республике Армения этот закон действовал. Вместе с тем, по решению Парижской конференции, малочисленные английские войска также были выведены из региона. Пользуясь благоприятными условиями, турецко-азербайджанские силы восстали в июле и отделили край от Армении. Наши «союзники» удовлетворились только ролью наблюдателей и ничего конкретного не предприняли для помощи подвергшейся нападению с трех сторон Армении. А назначенный Парижской конференцией генеральный комиссар Армении американский полковник Гаскель хотя и на словах признавал, что Шарур-Нахичеван является частью Армении, однако, не имея реальной силы для претворения слов в дело, свою посредническую миссию между Азербайджаном и Арменией завершил решением о создании американского генерал-губернаторства, но — безуспешно. Мусульмане Нахичевана, давно понявшие бессилие союзников и расхождения между их словом и делом, в октябре отказались принять американского губернатора, а в декабре, истребив безоружных жителей Верхнего и Нижнего Агулисов и соседних с ними сел, осуществили этническую чистку Гохтана, завершив этим геноцид армян в Нахичеване.
Как и почему это произошло, читатель узнает из настоящей книги. Рассмотрение проблемы доведено в книге до апреля 1920 года. С советизацией Азербайджана и формированием кемаль-болыневисткого сотрудничества нахичеванская проблема вышла на новый уровень, где главные авторы — это Советская Россия и кемалистская Турция.
Остается добавить, что наряду с освещением событий в Шаруре и Нахичеване, что является нашей главной задачей, в книге освещены также сражения в Ведибасаре, Зангибасаре и Сурмалу, поскольку мусульманские элементы этих районов как авангард Шарур-Нахичеванских турок, по существу, действовали по их инструкциям и пользовались их материальной и моральной поддержкой.
Изучаемый вопрос мы сочли целесообразным представить в двух частях:
Часть I — «Шарур-Нахичеван в 1918 году. Первый период геноцида армян Нахичевана».
Часть II — «Нахичеванская проблема в 1919 году. Завершение геноцида».
(1) «Нахичеван-Шарур в 1918 — 1921 годах», документы и материалы под редакцией В. Казахецяна (см. «Вестник архивов Армении», Ер., 1993, № 1-2), далее: ВАА.