Беседа с автором книг «Нагорный Карабах: факты против лжи» и «Владетели Варанды на службе империи», журналистом, дипломатом Арсеном Мелик-Шахназаровым — об истории основания Шуши, событиях 1920-го года, освобождении города в 1992 и современных реалиях былой столицы Нагорного Карабаха.
Часть 2 — здесь
Часть 3 — здесь.
Часть 4 — здесь.
Шуши — птица Феникс Арцаха
Часть первая
23 марта исполняется 100 лет со дня разгрома турко-азерскими бандами армянской части Шуши. Эти трагические события являются одним из звеньев чудовищного плана пантюркистов по полному уничтожению армян на всем пространстве от Восточной Фракии до Баку и «окончательного решения армянского вопроса» в турецком духе.
События 100-летней давности и сегодня остаются актуальными, ибо город так и не сумел оправиться после резни марта 1920-го, а враждебные фальсификации истории событий начала прошлого века, вообще истории Шуши и Арцаха и сегодня остаются острым и актуальным политически вопросом в свете неурегулированного азербайджано-карабахского конфликта.
Об истории основания Шуши, событиях 1920-го года, освобождении города в 1992 и современных реалиях былой столицы Нагорного Карабаха мы беседуем с журналистом, дипломатом, автором книг «Нагорный Карабах: факты против лжи» и «Владетели Варанды на службе империи» Арсеном Мелик-Шахназаровым.
— Вы расцениваете погромы в Шуши в марте 1920-го как один из актов геноцида армян 1915-1923 гг. Что дает основание утверждать это?
— Масштабы резни и погромов, методы их осуществления, последствия – абсолютно те же, что имели место в Западной (Турецкой) Армении, Киликии и по всей Османской империи. При вторжении турок в Северную Персию (Азербайджан действительный) и российское Закавказье турками применялись те же самые отработанные приемы. Марионеточный Азербайджан продолжал политику Стамбула в Закавказье, когда капитулировала перед союзниками Османская империя.
В советское время события в Южном Закавказье, в Арцахе, в частности, рассматривались с точки зрения «межнациональный вражды» армян и азербайджанцев (хотя ни в начале XX века, ни в 1920-е году термина «азербайджанцы» не было и в помине), которых-де стравливали «дашнаки и мусаватисты». При этом как-то забывали, что, например, в 1904-05 гг. именно власти целенаправленно натравливали местных мусульман на армян, вплоть до раздачи оружия первым и разоружения вторых. Об этом, кстати, есть прекрасная работа Павла Шехтмана «Пламя давних пожаров», которую легко можно найти в интернете: http://www.armenianhouse.org/shekhtman/docs-ru/contents.html. Автор проштудировал сотни дореволюционных газет, издававшихся в Тифлисе, Баку, Петербурге и Москве и представил весьма убедительную картину происходившего, негативной роли Царизма, зверской сущности пантюркистского движения, прикрывавшегося панисламизмом.
Именно в тот период началось широкое распространения пантюркизма в Российской империи, в том числе на Кавказе (другими центрами были Бахчисарай в Крыму и Казань). Турецкая, османская агентура широко использовала это движение в своих далеко идущих целях, а с началом мировой войны и вовсе исповедовала их вполне открыто.
Из этой агентуры и местных фанатиков-тюркистов и сформировалась так называемая «Азербайджанская Демократическая Республики», созданная турками в мае 1918 года и полностью ими управляемая. Поход турецкой армии в Закавказье, наряду с идеей прорыва в Поволжье и Туркестан в целях создания «Великого Турана» имел также целью и полное уничтожение армян и прочих христиан на пути к мифическому Турану.
АДР полностью контролировалась сначала Стамбулом, а после поражения Османской империи в войне, — военной хунтой кемалистов, которые, будучи недобиты союзниками, продолжали прежнюю политику младотурок, сохранив значительную часть сил. Армия мусаватского Азербайджана была филиалом османской армии и руководилась генералами Халилом и Нури. Они, кстати, вместе с местными пантюркистами руководили геноцидом в Шуши, Арцахе, Шемахе, Нухе. Ареше и т.д.
Готовясь к нападению на Армению и ища временного союза с большевиками, кемалисты дали своим агентам в Баку добро на советизацию без сопротивления, что и произошло 28 апреля 1920 года. Но перед этим следовало осуществить пантюркистскую программу-максимум в регионе, — уничтожить армян Арцаха и Зангезура. Как только «красные» в начале марта разгромили Белую Армию на Северном Кавказе, стало ясно, что они нацелились на Закавказье. Именно поэтому наступление на Зангезур и Арцах турко-мусаватисты повели сразу же после советизации Северного Кавказа – в середине марта.
В Зангезуре турки были основательно биты, но в Карабахе им удалось временно вклиниться в армянскую оборону, разорив Гюлистан, блокировав Северный Арцах с Гандзаком, разорив села вдоль дороги Агдам-Шуша и уничтожив армянскую часть Шуши.
Можно смело сказать, что изначальная история Азербайджана в 1918-20 гг. буквально строилась на крови армян.
Было бы важным, если Парламент Армении в 1920 году нашёл время рассмотреть события 100-летней давности в Арцахе и Шуши и законодательно признать их геноцидом армян со стороны Азербайджана.
— К трагическим событиям марта 1920-го мы ещё вернёмся. Давайте вспомним об основании города-крепости. История Шуши, казалось бы, неплохо известна, но до сих пор существует много трактовок относительно причин появления города, его развития, составе населения, даже происхождения названия.
— По меркам истории, Шуши относительно молодой город, если сравнить с Ереваном, Тбилиси, Москвой и т. п. Однако с точки зрения градостроительства, этот город был и остается уникальным. Накануне трагических событий столетней давности, Шуши был третьим по численности населения городом в Закавказье после Тифлиса и Баку. При этом он находился не на равнине, плоскогорье или в широкой долине, — как Эривань, Александрополь или Тифлис, а на наклонной поверхности скалы, известнякового останца, выступающего из окружающих её с трех сторон ущелий на высоту до 1550 метров и испещренного холмами и оврагами.
И ранее, и позже, так строили лишь небольшие поселения, — возьмите некоторые дагестанские аулы. Но отнюдь не города! Это удивительно, как на небольшом плато, площадью всего-то около 6 квадратных километров, — а западная окраина плато (Джидурдуз) и не застраивалась вовсе, — был построен город со своей инфраструктурой, уникальной самобытной архитектурой и населением в 43 тысячи человек. Для сравнения: площадь нынешней столицы Арцаха Степанакерта с населением в 55 тысяч человек – 26 км кв.
Так что Шуши уникален уже по самому факту своего месторасположения.
Относительно создания города, происхождения его названия, то вокруг этих вопросов много спекуляций и слишком мало серьезных исследований, даже гипотез, если хотите. К сожалению, армянская историография ни в советское, ни в постсоветское время практически не внесла корректив в устоявшиеся мифы, активно тиражируемые пропагандой противника. Впрочем, эти мифы не новы, они активно распространялись ещё в самом начале XIX века, когда Арцах, как и часть других земель Восточной Армении вошёл в состав России.
— О каких мифах Вы говорите? И что, по вашему мнению, послужило толчком к основанию города на месте, где ранее были только отдельные укрепления?
— Очевидно то, что на Шушинской скале имелись не только следы стоянок древних людей в многочисленных пещерах, временные поселения античных и средневековых времен, но и укрепления позднего средневековья. Армяне Арцаха использовали это место как укрепрайон во время нашествий, в частности во время борьбы с османами в первой трети XVIII века. Но постоянного поселения, имевшего тенденцию к развитию, на плато никогда не было.
Почему? Да просто потому, что смысла в этом никакого не было. Феодальная раздробленность не предполагала строительства какого-то общего для пяти меликств Хамсы центра. Вопрос строительства назрел, когда созрели условия для последующего объединения меликств Арцаха и Сюника в единое государственное образование – предшественник возрожденного армянского государства на земле Восточной Армении.
Как известно, территориально Шуши и его окрестности входили в состав меликства Варанда, которым в середине XVIII века правил мелик Шахназар, и именно его укрепления были на плато Он, и только он мог дать «добро» на строительство на плато города. Но само решение о строительстве города было принято всеми меликами. Поэтому, когда выдвигаются версии о том, что место для города выбрал и назначил вождь кочевников Панах, это просто смешно: кто позволили бы чужаку распоряжаться в чужой феодальной вотчине?
Я согласен с такими исследователями, как Д. Бабаян и П. Чобанян, которые убедительно доказывают, что создание объединенного государства меликств Арцаха и Сюника — Карабахского ханства, во главе с марионеткой Панахом стало одним из шагов на пути возрождения Восточно-Армянского государства. Столицей которого и был призван стать город Шуши. (см. д. и. н. Бабаян Д. Политическая история Карабахского ханства в контексте Арцахской дипломатии XVIII века. Ереван, Антарес, 2007).
Между прочим, название города вполне могло произойти от расположенного в ущелье Унот старого и заброшенного в конце XIX века села, которое в современных источниках именуется так же, как и само ущелье — Унот. Однако на русских топографических военных картах середины XIX века село это именуется «Шуши», в то время как город – Шуша, как, собственно, он до сих пор и именуется по-русски.
Продолжение следует
Беседу вёл Александр АНДРЕАСЯН
2 thoughts on “Арсен Мелик-Шахназаров. Шуши — птица Феникс Арцаха (часть 1)”