Содержание (ссылки на все главы) — здесь.
Часть 4 (Источник)
Бакинская нефть
Бакинская нефть. Геополитические и внутриполитические аспекты
Интересно, но консолидации тюркского массива в единую этнонациональную общность одновременно способствовал, и препятствовал ряд сильнейших течений как внутреннего, так и внешнего характера. Одним из ключевых подобного рода компонентов стала бакинская нефть. Углеводородное сырье Апшерона в корне изменило всю геополитику региона, сделала Кавказ, особенно Восточное Закавказье одним из основных глобальных геополитических театров, к которому все активнее стало приковываться внимание глобальных игроков в лице великих держав и крупного бизнеса.
Проникновение внешних сил затрагивало политическую, экономическую, культурную, социальную и практически все сферы жизни региона и живущих там народов. Все это, естественно, накладывало свой отпечаток и на этнополитические процессы в регионе.
Конец XIX – начало ХХ века стал периодом бурного развития промышленности, где ведущую роль начали приобретать энергоносители, в том числе и нефть. Кто обладает нефтью — обладает и в гораздо более широком смысле военной мощью и данный подход действительно стал одним из главных императивов геополитики, причем на десятилетия вперед.
Нефть в Баку добывалась издревле, но превращение его в важнейший экономический и геополитический компонент начался именно со второй половины XIX веке. К 1899 году Баку дал более половины всей мировой добычи нефти и вышел на первое место, оставив позади США, Аргентину, Перу и нефтедобывающие страны. В 1901 году бакинский нефтяной район давал 95% общеимперской добычи нефти (667,1 млн пудов), а крупнейшими потребителями бакинского керосина после России стали Англия, Османская империя и Греция. Наглядной была и дешевизна бакинской нефти. Менделеев указывал, например, что на Кубани, в других местах России, а также в США, цена нефти на месте добычи превышает бакинскую, если не в 10, то, по крайней мере, в 5 раз.
На фоне развития нефтяной отрасли, в основном ввиду миграции, росло и население города. Если в 1850 году население Баку и всего бакинского уезда составляло менее 35 тыс. человек, то в 1913 году оно население города Баку пределах его муниципальной черты составило 214 тыс. 679 человек, увеличившись по сравнению с 1903 годом на почти 80 тыс. человек или 49,3%. Как писал в то время лидер большевиков В.И.Ленин, город Баку из ничтожного города сделался первоклассным в России промышленным центром.
Кардинально изменился и этноконфессиональный состав города. Если, в 1850 году мусульмане составляли более 94% населения Бакинского уезда, православные – 4%, армяне – 1,6%, то в 1913 году население города Баку по национальностям распределялось следующим образом: русские — 76222 человек (36%), татары кавказские – 45972 (21,3%), армяне — 41686 (19,5%), персы — 25097 (11,8%), евреи – 9689 (4,55%), грузины 4077 (1,9%); немцы – 3280 (1,5%); татары казанские – 2346 (1,1%); поляки – 1772 (0,83%); лезгины – 1343 (0,49%); прочие народы Кавказа – 476 (0,02%); прочие национальности – 2713 (1,27%).
Нефть Баку, экономическое и геополитическое значение этого ресурса вкупе со стратегическим положением региона и бурным развитием города создавали основы для мощнейших социально-политических трансформаций в Закавказье в целом, и в восточной его части в частности. Сюда из других регионов Российской империи и различных стран проникали идеи, активисты и агитаторы, которые вели пропагандистскую работу среди широких масс практически в среде практически всех этнонациональных и социальных слоях общества.
В результате сформировались множество политических течений, партий и групп, которые в целом можно сгруппировать в два основных вектора: униатство и сецессионизм. Оба этих вектора были разношерстны, как по национальному, так и по социальному и идеологическому признаку, действующие там силы зачастую конфликтовали друг с другом, нередко выступая в качестве антагонистов. Некоторые силы пропагандировали реформирование страны, ее модернизацию, другие вели борьбу за свержение правящего режима и изменению строя. Но униаты стремились к реализации своих идей в рамках единства страны, реформированию различных ее сфер. Сецессионисты, с другой стороны, имели планы по выходу из состава России; некоторые стремились к созданию своих независимых государств или восстановлению независимости, другие хотели присоединиться к другим государствам, более близким им с этнической или религиозной точек зрения.
Партий и течений, как уже отмечалось, было много. Но лишь два течения, две силы сыграли ключевою роль в дальнейшей истории региона, кардинально изменив ход этой истории.
Одной из этих сил были большевики. В 1900 году в Баку был создан руководящий центр социал-демократических кружков. В Баку осуществляли деятельность знаменитые революционеры, такие как В.З.Кецховели, А.С. Енукидзе, Н.П.Козеренко, А.Г.Эйзенбет, С.Г.Шаумян, Б.М.Кнунянц, М.Г.Меликянц, Л.Е.Гальперин, П.А.Джапаридзе, М.А.Азизбеков, Г.К. Орджоникидзе и многие другие. Но самым известным революционером которому, как будет показано далее, было суждено сыграть ключевую роль в геополитике региона, был Иосиф Сталин, который также вел активную революционную деятельность в Баку. Вот как охарактерезовал бакинский период своей деятельности советский вождь в одном из своих выступлений:
«Я вспоминаю, далее, 1907–1909 годы, когда я по воле партии был переброшен на работу в Баку. Три года революционной работы среди рабочих нефтяной промышленности закалили меня, как практического борца и одного из практических местных руководителей. В общении с такими передовыми рабочими Баку, как Вацек, Саратовец, Фиолетов и др., с одной стороны, и в буре глубочайших конфликтов между рабочими и нефтепромышленниками – с другой стороны, я впервые узнал, что значит руководить большими массами рабочих. Там, в Баку, я получил, таким образом, второе свое боевое революционное крещение. Там я стал подмастерьем от революции».
One thought on “Д. Бабаян. Формирование азербайджанского народа. Часть 4”